Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников здравоохранения (далее – Профсоюз), в целях поддержания принимаемых Правительством Республики Казахстан мер, направленных на борьбу с коронавирусом COVID-19 (далее – КВИ), обращает внимание на необходимость соблюдения защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников сферы здравоохранения, и в целях снижения рисков социальной напряженности, в том числе, среди медицинских работников, вносит следующие предложения.
1. Как показывает анализ, решение об оказании финансовой поддержки работникам, задействованных в противоэпидемических мероприятиях в рамках борьбы с КВИ привело к перекосам в оплате труда медицинских работников, в результате чего произошёл отток кадров из обычных медицинских организаций в учреждения, задействованные в проведении противоэпидемических мероприятий.
В свою очередь, ранее принятое решение об отмене мер финансовой поддержки медицинским работникам, задействованным в противоэпидемических мероприятиях в рамках борьбы с КВИ вызвало нагнетание ситуации в профессиональном сообществе и породило множество жалоб. Кроме того, принимаемые меры по противодействию распространения КВИ среди населения создало условия для новых форм правонарушений коррупционного характера в числе медицинских организаций. Всё это свидетельствует о необходимости взаимодействия между государственными органами и профсоюзом, в процессе которого могут быть выработаны меры, направленные на снижение рисков нарушения социальных и трудовых прав медицинских работников.
В настоящее время, Министерством здравоохранения РК разрабатывается проект нормативного акта, направленного на повышение заработной платы отдельным категориям должностей медицинских организаций с 01.10.2021 года (далее – Проект).
В настоящем Проекте не предусмотрены следующие категории медицинских работников:
— в службах родовспоможения и лучевой диагностики — средний медицинский и младший персонал;
— в патологоанатомической службе — средний медицинский и младший персонал;
— врачебный, средний медицинский и младший персоналы вневедомственных медицинских учреждений Министерства здравоохранения РК, задействованных в противоэпидемических мероприятиях в борьбе с КВИ.
В этой связи, полагаем необходимым данный Проект дополнить указанными категориями медицинских работников.
Также, в целях недопущения дискриминации, считаем целесообразным рассмотреть вопрос повышения заработной платы с 1-го октября 2021 года всем работникам сферы здравоохранения, включая 73 тысяч работников, не участвующих непосредственно в противоэпидемических мероприятиях, но обеспечивающих его проведение.
Вопросы повышения заработной платы работникам, задействованным в противоэпидемических мероприятиях в рамках борьбы с КВИ предлагается рассмотреть в рамках Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы, заключенного между Министерством здравоохранения РК, Профсоюзом и Национальной палаты здравоохранения.
Предлагаемые меры позволят обеспечить эффективное использование выделенных денежных средств на повышение заработной платы работникам субъектов здравоохранения.
2. Результаты проведенного мониторинга показали, что соотношение средней заработной платы (далее – СЗП) врачебного персонала к СЗП в экономике за I квартал 2021 года в РК составила 1,1 при плане 1,4, а среднего медицинского персонала — 0,68.
То есть, несмотря на принимаемые меры по обеспечению роста заработной платы врачам и среднему медицинскому персоналу в 2021 году, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы (далее – Госпрограмма), не достигнуты.
В связи с чем, в рамках трансформации Госпрограммы в Национальный проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация» необходимо обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей результатов Госпрограммы путем увеличения объема финансирования через адекватный рост тарифов ФСМС.
3. Трудовой кодекс Республики Казахстан (ст.1 п.125 ТК РК) определяет профессиональное заболевание как острое или хроническое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных производственных факторов в связи с выполнением им своих трудовых (служебных) обязанностей.
То есть к профессиональным заболеваниям относят заболевания, которые встречаются в условиях профессиональной деятельности или они распространены в данной профессии чаще, чем в целом среди населения или в других рабочих группах.
По данным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) глобального эпиднадзора за COVID-19, в период эпидемии до 14% случаев инфицирования приходилось на работников здравоохранения.
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), под кодом U07.1 зашифрован «COVID-19, вирус идентифицирован», и под кодом U07.2 «COVID-19, вирус не идентифицирован».
Однако, коды U07.1, U07.2 не включены в Перечень профессиональных заболеваний, вызываемых действием биологических факторов Правил экспертизы установления связи профессионального заболевания с выполнением трудовых (служебных) обязанностей, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-301/2020 (далее – Правил).
Вместе с тем, в ряде стран, данная нозология COVID-19 включена в национальные перечни профессиональных заболеваний. Так, в Италии, Германии, Южной Африке, Канаде COVID-19 признаётся профессиональным вирусным заболеванием врачей, медсестёр и других работников государственной службы здравоохранения, а также каких-либо иных государственных или частных организаций медицинской сферы, если заболевание произошло вследствие трудовой деятельности, которая предполагает условия работы, сопряжённые с риском, или официальное пребывание в регионах либо странах с высоким риском, необходимое для выполнения трудовых функций. При этом, обязательным условием является соответствие хронологическому порядку между заболеванием в ходе трудовой деятельности и развитием симптомов COVID-19.
Например, в Канаде, Комиссии по выплатам компенсаций предоставляют своим работникам компенсации по COVID-19, при наличии медицинского подтверждения, свидетельствующего, что сотрудник заразился SARS-CoV-2 на работе при выполнении должностных обязанностей.
Принимая во внимание опыт зарубежных стран, направленный на обеспечение защиты прав медицинских работников, Профсоюз предлагает:
1) Пункт 5.140 Приложения Правил, в список профессиональных заболеваний, вызываемых действием биологических факторов, дополнить кодами U07.1 и U07.2.
Данная мера позволит обеспечить социальную защиту работникам медицинских организаций и гарантирует право на получение компенсаций в результате профессионального заболевания, 100% оплату листа нетрудоспособности, прохождение ПЦР тестирования за счет средств работодателя и др.;
2) Во всех случаях, при наличии медицинского подтверждения, свидетельствующего, что медицинский работник заразился SARS-CoV-2 на работе при выполнении должностных обязанностей, предусмотреть законодательную возможность его реабилитации, а также разработать критерии оценки состояния здоровья медицинского работника после организованной реабилитации для его безопасного возвращения на работу.
3) На основании Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК, исключить статью 16-1. «Обстоятельства наступления страхового случая» Закона РК от 7 февраля 2005 года № 30 «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», в связи с утратой юридической силы Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.
В свою очередь, Профсоюз выражает готовность принять непосредственное участие в обсуждении предлагаемых инициатив и в разработке нормативных правовых актов.
Председатель Б.Тажибай