Уважаемый Алексей Владимирович!

Казахстанский отраслевой профсоюз работников здравоохранения (далее – Профсоюз) выражает беспокойство по отдельным вопросам внедрения цифровизации в здравоохранении, поступающие в адрес Профсоюза в обращениях от медицинских работников отрасли.

Государственной программой «Цифровой Казахстан», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.12.2017 года № 827, основные цели цифровизации здравоохранения  — это получение единой информационной среды с возможностью мониторинга здоровья каждого человека, повышения эффективности системы здравоохранения в целом, повышение качества и доступности медицинской помощи, снижение количества медицинских ошибок, построения системы, в центре которой находятся пациент и информация о его здоровье.

Согласно Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 26.12.2019 года № 982 (далее – ГПРЗ 2020-2025 гг.), будет продолжена работа по внедрению информационных систем (далее – ИС) и приложений, обеспечивающих перевод медицинских данных и процессов здравоохранения в цифровой формат, обеспечивающий гибкость, эффективность и прозрачность функционирования системы предоставления медицинской помощи. Также будет продолжена работа по переходу к целевой ИТ-архитектуре, подразумевающей создание единого интегрированного цифрового информационного пространства системы здравоохранения. Данная модель должна обеспечить переход от «безбумажной медицинской организации» к «безбумажному здравоохранению» со сквозными цифровыми процессами на основе цифровых данных, с возможностью поддержки интегрированного оказания медицинской помощи, отслеживания и управления маршрута пациента в системе здравоохранения.

Тем не менее, Профсоюз наблюдает необходимость нормативно-правового регулирования цифровизации здравоохранения, отсутствие до сих пор интеграции всех существующих порталов ИС здравоохранения, присутствие большой нагрузки на медицинский персонал по ведению документации в электронном формате, что никак не способствует повышению качества медицинской помощи и скорости обслуживания, снижению нагрузки на медицинского работника и медицинских ошибок, качественному принятию управленческих решений и т.д., усугубляющейся несоразмерностью штрафных санкций со стороны НАО «Фонд социального медицинского страхования» (далее – Фонд) на выявляемые дефекты.

Так, в рамках социального партнерства Профсоюзом с участием заинтересованных лиц 25 марта т.г. проведен общественный контроль процесса цифровизации субъектов здравоохранения на базе ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 5» акимата г. Нур-Султан, в ходе которого установлены следующие факты, рассматриваемые нами как серьезные общие проблемы внедрения цифровизации, требующие срочных мер.

Во-первых, работники субъектов здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП), одновременно вынуждены заполнять соответствующие данные о пациентах в более 14 ИС, такие как «Электронный регистр диспансерных больных» с множеством подсистем, «Электронный регистр стационарных больных», «Бюро госпитализации», «Информационная система лекарственного обеспечения», «Регистр беременных и женщин фертильного возраста», «Регистр острый коронарный синдром», «Регистр прикрепленного населения» и т.п.;

Если установленный на ВОП норматив времени для осмотра одного пациента составляет 15 минут, то ВОП вынужден тратить это время не на осмотр пациента, а на правильное заполнение сведений в ИС, при этом нужно учесть, следующие регулярно случающиеся факты:

— ИС периодически «зависают»;

— имеется дублирование сведений пациента при вводе в другие ИС;

— наличие более 110 000 тысяч наименований медицинских услуг с разными источниками финансирования и необходимостью их постоянного контроля, т.к. данные ИС напрямую регулируют поступление из Единой платежной системы, при этом данная практика является вынужденной функциональной обязанностью медицинского работника;

— интерфейс ИС является усложненным, к примеру, для выписки направления на несколько лабораторных исследований необходимо сделать более 15 действий на одно направление и дублирование одних и тех же действий на их количество;

При этом, требования по количеству приема пациентов в течение смены является одним из индикаторов, влияющих на оценку деятельности врачебного персонала и субъекта здравоохранения, и на оплату медицинских услуг Фондом.

Во-вторых, часть перечня услуг, оказываемых на уровне ПМСП, отсутствуют в тарификаторе и не могут быть оценены (первичная установка урогенитального катетера, замена уретрального катетера, замена эпицистомы и другие), в том числе лабораторные исследования (интерлейкин-6, эритропоэтин, Са-ионизированный, кардиолипин IgG/IgM/IgA и другие), либо стоимость в разы меньше фактических расходов (лапароцентез – 724,14 тенге, общий массаж – 1250,4 тенге и другие).

В-третьих, недоступность пациентов к дорогостоящим медицинским услугам связана с отсутствием необходимого финансирования для закупа дорогостоящего оборудования субъектами здравоохранения (к примеру: магнитно-резонансный томограф, рентген-компьютерная томография, аппарат для ультразвукового исследования и т.п.) и малым количеством субподрядных организаций, оказывающих дорогостоящие медицинские исследования и (или) услуги узких специалистов по стоимости тарификатора.

Сложившаяся ситуация способствует применению штрафных санкций Фондом путем уменьшения суммы, подлежащей оплате субъекту здравоохранения в соответствии с единым классификатором дефектов по видам медицинской помощи и медицинской деятельности (жалобы на доступность медицинской помощи, ввод данных в информационные системы здравоохранения (недостоверное, несвоевременное, неполное и некачественное введение данных), длительность ожидания КДУ услуг более 10 календарных дней и т.п.), которые выявляются по результатам мониторинга качества и объема медицинских услуг.

В связи с вышеизложенным, Профсоюз предлагает в оперативном порядке рассмотреть изложенные проблемные вопросы с участием заинтересованных сторон для снижения несвойственных функций для медицинских работников и выработки действенных мер в сфере цифровизации здравоохранения, непосредственно влияющих на качественное оказание медицинских услуг населению путем изменения подхода в пользу создания условия для медицинского персонала, помогающих в решении клинических задач и работы с пациентами, а не увеличивающих дополнительную нагрузку.

Прилагаем предложения по оптимизации процесса внедрения цифровизации здравоохранения.

Предложения по оптимизации процесса внедрения цифровизации здравоохранения

  1. Министерству здравоохранения РК обеспечить единую систему сбора, хранения и анализа информации, персонификацию медицинских данных на каждого человека, единую систему отраслевых стандартов, рационализацию схем и сроков передачи информации, автоматизацию управления качеством оказания медицинской помощи, оптимизацию системы финансирования организаций здравоохранения, мониторинг процессов, связанных со здоровьем населения РК, совершенствование системы формирования сводных медицинских статистических отчётов и т.д. путем полной интеграции имеющихся информационных систем
  2. НАО «Фонд социального медицинского страхования» и администраторам информационных систем обеспечить упрощение ввода сведений пациента в информационные системы и освобождение врачебного и среднего медицинского персонала от несвойственных им задач.
  3. НАО «Фонд социального медицинского страхования» пересмотреть тарификатор медицинских услуг, путем приведения его к фактическим затратам, а также обеспечить оплату медицинских услуг субъектам здравоохранения без ограничения в зависимости от уровня оказания медицинской помощи и источника финансирования (в рамках ГОБМП и в системе ОСМС).

НОВОСТИ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

В Тургеньском ущелье на берегу горной реки удобно разместился наш Оздоровительный реабилитационный центр «Денсаулық». Здесь, среди гор на берегу реки, вы сможете провести незабываемый отдых, подышать чистейшим воздухом, насладиться тишиной, пением птиц, полюбоваться прекрасной природой. www.spaturgen.kz

[democracy id=»3″]

[democracy id=»2″]

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Управление общественного здравоохранения города Нур-Султан
Акимат г. Нур-Султан
Министерство здравоохранения РК
Международная Организация Труда
"Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников здравоохранения" г. Нур-Султан
logo (2)
logo (1)